Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
26 июля 2013 г. 12:29
Вера Христова – наш общий духовный и культурный фундаментПраздничным аккордом на Красной площади при полном аншлаге вчера завершилась московская часть юбилейных торжеств Без четверти десять вечернее небо над Васильевским спуском расцвело разноцветной радугой фейерверка. Под бессмертный хор «Славься!» Михаила Глинки Москва салютовала юбилею Крещения Руси, салютовала Святейшему Патриарху Кириллу, салютовала предстоятелям Поместных Церквей и почетным гостям, салютовала вере Христовой и смиренно принявшему ее больше тысячи лет назад народу. Юбилейный концерт, не лишенный традиционного для подобных поводов пафоса высокой политики, вышел, тем не менее, добрым, понятным и по-московски человечным. Ветераны, дружинники и Георгиевцы Репортер «ЦВ» оказался возле сцены ровно за час до начала торжества. Здесь было пока еще малолюдно. Несмотря на единственный для публики вход через Воскресенские ворота (напомним, посетить концерт можно было бесплатно), не заметил я толкучки и у рамок металлоискателей – возможно, из-за наконец-то достаточного количества досмотрового персонала возле них. В глаза бросилось огромное число дружинников – создалось впечатление, что числом те в несколько раз превосходят полицейских (вероятно, львиная доля блюстителей порядка работала в штатском). Главная площадь страны, ставшая в последние десятилетия еще и огромным концертным залом под открытым небом, знает несколько вариантов размещения сценических подмостков. Их выстраивали и вдоль ГУМа, и у Исторического музея, и на Васильевском спуске «лицом» к Москве-реке, и даже перед Мавзолеем. На этот раз организаторы выбрали, пожалуй, наиболее органичный вариант компоновки – в нижнем торце площади, так что купола и кресты Покровского собора смотрелись естественной и очень красивой декорацией. Вплоть до начальных аккордов Государственного Гимна в первый сектор перед сценой пройти можно было совершенно свободно. Как признавались многие зрители, сюда они зашли случайно, просто гуляя по центру города. Среди «целевых» же посетителей преобладали организованные группки районных Советов ветеранов. Многие пришли с флагами, и набор стягов получился весьма разнородным: наряду с российским триколором, тут виднелись имперский штандарт молодежного движения «Георгиевцы!», знамя Московского студенческого союза и даже большие фотопортреты правящего тандема. С началом концерта в переднем секторе стало тесновато, и полицейские его перекрыли. Об удобстве припозднившихся зрителей позаботились заранее: помимо двух гигантских экранов в кулисах, еще один транслировал происходившее на сцене прямо в центре площади. К середине концерта та оказалась забита до отказа. «Понимание истории может сформировать нашу жизнь» Красочный музыкальный пролог, символически рассказавший о Крещении Руси устами мудрого Летописца (солист театра «Геликон-Опера» Алексей Исаев), написал сам главный дирижер праздника – художественный руководитель Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ заслуженный деятель искусств России генерал-лейтенант Валерий Халилов. Затем к микрофону вышел Святейший Патриарх Кирилл. Тепло поприветствовав собравшихся, святейший Владыка сказал: «Нам, людям XXI века, трудно представить, что было тогда, — как нам трудно представить даже внешний вид тех людей, их культуру, их быт, их нравы. А почему же мы знаем, что это было великое событие? Мы опосредованно знаем об этом — через историю нашего народа, через все то, что с нами произошло. Больше тысячи лет тому назад был заложен фундамент нашей национальной духовной и культурной жизни. Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней — систему ценностей, мораль, сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны были ее разрушить. Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим, и он соединяет как нас, граждан России, так и все наши братские славянские народы вместе. Мы духовно и культурно вместе, потому что у нас общий фундамент. На протяжении истории были попытки этот фундамент ослабить и даже уничтожить. Огромные силы работали на то, чтобы это произошло. Не получилось! И сегодня и в Москве, и в других странах люди с благодарностью вспоминают события 1025-летней давности и сознают актуальность этих событий для нашего времени. Мы с вами народ, мы солидарны, у нас есть внутренние скрепы именно потому, что 1025 лет тому назад был заложен фундамент нашей общности. Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроять свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывали веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Беларусь, и все мы вместе будем одной духовной семьей, связанной великими узами. Празднуя 1025-летие Крещения Руси, мы не только смотрим в прошлое — мы устремляемся в будущее. Наше понимание истории — это фактор, который во многом способен определить наше будущее. И я сегодня, и вчера, и все эти дни молился и молюсь, чтобы Господь приклонил милость Свою к исторической Руси, к странам, ее составляющим, к народу России. И верю, что эта милость Божия поможет нам строить мирную процветающую жизнь». Приветствие Владимира Путина огласил начальник управления по внутренней политике президентской администрации Олег Морозов. Нам друг без друга прожить не дано Сквозной идеей, пронизывающей все концертные номера, стало единение во Христе многонациональной России в ее исторических пределах. Эмоциональнее всего эту мысль выразил заслуженный артист страны Эвклид Кюрдзидис, проникновенно произнесший поздравление Руси на своем втором родном языке. Высокие гости из Поместных Православных Церквей заулыбались: большинству из них греческий хорошо знаком. Покорили публику ребята из владикавказского ансамбля ударных «Ритмы гор» (художественный руководитель – народный артист Северной Осетии – Алании Магомед Карсанов), во время исполнения выделывавшие цирковые номера с барабанами. Братскую Украину представил вокальный квартет «Гетьман» под руководством Петра Заеца, Беларусь – неувядаемые «Сябры» во главе с народным артистом республики Анатолием Ярмоленко. А припев из исполненной последними песни вполне мог бы послужить лейтмотивом всего вечера: Праздники, праздники вместе мы празднуем, Нам друг без друга прожить не дано, Жаль, понимаем порою не сразу мы: Много дорог, только счастье одно! Не уронили свою высокую марку и знаменитые московские академические коллективы – хор Сретенского монастыря и Московский Синодальный хор, и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной, и Государственный академический народный хор им. Пятницкого с Кубанским казачьим хором... Как всегда, самозабвенно зажигали Диана Гурцкая и «лучший рок-голос России» Ольга Кормухина. Впервые на большой сцене выступил московский вокальный ансамбль «Ихтис», столь аутентично исполнивший южнославянские песни, что ведущие даже назвали певцов «нашими гостями из Сербии». Впрочем, эта мелкая накладка, как и несколько других подобных, не испортила общего впечатления. И даже промозглый северный ветер не навредил: небо над центром Москвы, к счастью, оказалось безоблачным! «Надо же, 25 лет назад мы и подумать не могли, что следующий юбилей будем отмечать вот так!» - идя к метро по Ильинке, обменивались мнениями две интеллигентного вида московские пенсионерки. И то правда: главный концерт во время празднования 1000-летия Крещения Руси состоялся после торжественного заседания в Большом театре, а уж о том, чтобы попасть туда всем желающим, нечего было и думать. И это – тоже штришок (пусть и маленький) к пути, который православная Россия проделала за последние четверть века.
26 июля 2013 г. 12:29
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12) «Журнал Московской Патриархии» постоянно возвращается к теме важности углубленного изучения Священного Писания. Время Великого поста — особенное для духовного обновления и преображения человека. И размышление над библейскими строками — большая поддержка на этом непростом пути. Статья кандидата богословия, члена Синодальной библейско-богословской комиссии Петра Юрьевича Малкова на примере святоотеческого толкования одного из сложных для понимания евангельских отрывков помогает четче увидеть, каков путь православного христианина к стяжанию Царства Небесного. PDF-версия.
4 мая 2024 г. 14:00
Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви — 15 лет Решение о создании единого общецерковного органа управления финансами и имуществом Русской Православной Церкви — Хозяйственного управления (ХОЗУ) было принято в 1946 году Священным Синодом по предложению Патриарха Алексия I. PDF-версия.
1 мая 2024 г. 16:00
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Каждому дается. Действующий в Церкви Святой Дух преподает ее чадам дары благодати и укрепляет в самоотверженных трудах ради служения ближнему. И каждый находит здесь то, что близко его сердцу, что на пользу, а оттого и споро делается и приносит спасительный урожай.
26 апреля 2024 г. 18:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
|