выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Наука
Фото пресс-службы ПСТГУ

Углубляясь в прошлое, созидать будущее

Сегодня в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открылась конференция «Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни».

Участники конференции на протяжении двух дней будут размышлять о значении наследия русской богословской школы, о том, что из опыта прошлого можно использовать в наши дни, какие традиции церковной науки той поры могут стать опорой для возрождения научного потенциала Церкви. Многогранность целей и задач конференции заметна по широте проблематики и тематического охвата: наряду с богословскими докладами прозвучат выступления  филологов, библеистов, историков, философов.

Участников и гостей форума приветствовал председатель оргкомитета конференции священник Константин Польсков, проректор ПСТГУ по научной работе. Первый же день работы конференции оказался полон интересных выступлений, вызвавших живой интерес. Профессор НИУ Высшей школы экономики Борис Успенский обратил внимание на разнообразие написаний Имени Божьего в различных рукописных текстах Славянской Библии. С его точки зрения, Славянская Библия на Руси, в течение столетий приобрела ряд черт, отличающих ее от Южнославянского варианта. Некоторые списки русской Славянской Библии, по его мнению, несут на себе следы накопившейся многослойной правки текста, которая выражается в отклонениях от Септуагинты, в обилии гебраизмов и правок, сделанных в соответствии с еврейскими таргумами и масоретским текстом Библии.

Наибольший отклик вызвало  выступление сотрудника Института языкознания РАН к.ф.н. Андрея Вдовиченко, который пытается оценить роль и перспективы классического направления в библеистике. В своем выступлении он попытался проследить возможные формы взаимодействия  филологии, богословия и других гуманитарных наук на пути приближения читателя к пониманию библейского текста. Вынеся ряд тезисов на суждение слушателей, он сделал несколько важных обобщений и подвел итоги доклада-дискуссии. Его основная идея заключается в том, что ключом к цельному пониманию Священного Писания является восстановление подлинного образа той коммуникационной среды, в которой рождаются священные тексты. Именно это, с точки зрения докладчика, дает возможность понять цельность Благовестия, вырваться из плена филологических коллизий, которые не способно решить классическое направление в библеистике.

В перерыве профессор ПСТГУ, доктор церковной истории Наталья Сухова отметила, что основная задача форума — сблизиться с той культурой обсуждения, которая ранее существовала в России, попытаться выйти на уровень дискуссии, отличавший русскую церковную науку до революции. «Дореволюционная наука накопила много ценнейшего материала, который, в виду революционных событий, она так и не успела аккумулировать. Очевидно, что это задача стоит перед нами. Ее достижения — это завещание нам, нашему поколению, которое должно войти в  труд прежних поколений и извлечь из него лучшее, чтобы идти дальше. Причем относится это отнюдь не только к богословию, но и к другим гуманитарным наукам, которым в дореволюционной России уделялось значительное внимание. Именно поэтому показательно, что данная конференция организована филологическим факультетом ПСТГУ. Это очень важный фактор для развития научной жизни университета» — сказала она.

Позицию филологов выразил профессор Института русского языка РАН Роман Кривко: «Ценность подобных форумов заключается в том, что, преодолевая любые  барьеры, они помогают лучше взаимодействовать представителям различных научных направлений. Подобные встречи, несомненно, необходимы в современном научном пространстве, и то, что церковная наука приходит к этому междисциплинарному диалогу это очень хороший знак».

Одна из особенностей конференции — ее масштабность. Участники представляют авторитетные научные центры России и зарубежья, занимающиеся исследованием дореволюционного культурного наследия: Российскую академию наук, Московский и Казанский государственные университеты, Московский педагогический государственный университет, Высшую школу экономики, Университет им. Альберта и Людвига во Фрайбурге. 

 

Ключевые слова: Библия, богословие, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи