Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви — 15 лет Решение о создании единого общецерковного органа управления финансами и имуществом Русской Православной Церкви — Хозяйственного управления (ХОЗУ) было принято в 1946 году Священным Синодом по предложению Патриарха Алексия I. PDF-версия.
1 мая 2024 г. 16:00
Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III возглавляет эту древнюю кафедру всего два года и уже дважды посетил Россию. В ноябре 2023 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о награждении Католикоса «за большой вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами» государственной наградой России — орденом Дружбы. О тесных связях русского и ассирийского народов, диалоге Русской Православной Церкви и Ассирийской Церкви Востока и целях своего служения Святейший Мар Ава рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
9 апреля 2024 г. 14:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25) В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Имейте добрую память Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-версия.
21 октября 2023 г. 13:00
Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта Ровно 55 лет назад, 25 июля 1968 года, делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) приняла участие в торжествах Коптской Церкви в честь 1900-летия мученической кончины апостола и евангелиста Марка и освящения кафедрального собора святого Марка в Каире. Святейший Патриарх Алексий I в послании Патриарху Коптскому Кириллу VI тогда отметил: «Мы уповаем на упрочение взаимосвязей между нашими Церквами в будущем». Слова Святейшего оказались пророческими: с того времени отношения Русской и Коптской Церквей успешно развиваются. PDF-версия.
24 июля 2023 г. 16:00
Митрополит Абрахам МАР СТЕФАНОС: «Мы во многом единодушны» Делегация Маланкарской Церкви, принявшая участие в заседании Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью, посетила Россию 24-27 апреля 2023 года. По итогам заседания был принят Меморандум, касающийся дальнейшего развития основных направлений двустороннего сотрудничества. О том, как проходит диалог двух Церквей, какие стратегические задачи удается решать, как живут христиане в Индии и почему русская святая XX века блаженная Матрона Московская нашла отклик в индийской душе, митрополит Абрахам Мар Стефанос, глава епархии Великобритании, Европы и Африки Маланкарской Церкви, рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
23 июня 2023 г. 15:00
Понять русскую душу через молитву В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.
18 мая 2023 г. 14:00
Вышел в свет №10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Недавно у Церкви появился еще один живой пример для подражания — решением Священного Синода от 25 августа 2022 года в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя священноисповедника Михаила Союзова. Он был настоятелем Князь-Владимирского собора в Петрограде, осужден по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года.
11 октября 2022 г. 13:30
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
|
ЖМП № 4 апрель 2021 /
1 мая 2021 г. 14:00
Пасха в ИерусалимеПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии протоиерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле. PDF-версия. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами. На чинопоследование Благодатного огня (у греков, арабов и армян он называется Святым светом) Иерусалимский Патриарх и сопровождающие его священнослужители, гости и официальные лица проходят из Патриархии через ход по крыше мимо храма святых Константина и Елены и спускаются по длинной лестнице на площадь перед храмом у церкви святого Иакова, брата Господня. Из Патриархии выходят примерно в 12 часов дня. Церемония Благодатного огня в настоящее время не связана с каким-либо уставным богослужением. Во время крестного хода вокруг Кувуклии звучат разнообразные песнопения. Есть интересный момент, связанный с участием мирян в последованиях Страстной седмицы. Из числа приходской молодежи церкви апостола Иакова, брата Господня, избирается своего рода православная народная дружина, которая в дни Страстной недели и Пасхи помогает полиции поддерживать порядок в Старом Городе и у святынь. Молодые люди надевают специально сшитые красные футболки с изображением Спасителя в терновом венце. Кроме поддержания порядка на улицах и в среде «благочестивых кричалок» вокруг Кувуклии, православная дружина может помочь православным прихожанам пройти на схождение Благодатного огня через кордоны оцепления. По окончании церемонии Благодатного огня народ обычно покидает храм, а греческое духовенство, возглавляемое одним из архиереев, совершает в кафоликоне Литургию святого Василия Великого, положенную в Великую Субботу. Эта служба уже не предваряется вечерней и совершается по возможности «поскору». Великая суббота — встреча Благодатного огня Для приходских православных храмов Вифлеема, Бейт-Джалы и Бейт-Сахура и всех крупных центров Православия в Палестине очень важной является встреча Благодатного огня.В Великую Субботу после утренней Литургии у себя в храмах примерно в 11 часов утра представители приходов едут в Храм Гроба Господня за Благодатным огнем. В храмах гасятся все лампады и свечи. Их зажгут после встречи Огня из Иерусалима. Обычно избирается небольшая делегация — священники, члены приходского совета, кто-то из православных скаутов. Представители приходов подъезжают к Яффским воротам Старого Города и далее к Храму идут пешком. Священники привозят с собой старинные серебряные фонари для помещения и переноса Благодатного огня: один основной и один запасной. У полицейского поста священник громко называет имя города — «Бейт-Джала!» или «Вифлеем!» — и всю делегацию пропускают к Храму. После получения Огня делегации православных скорым шагом переходят к Новым воротам Старого Города, где у католического собора Нотр-Дам их ждут машины, и каждая возвращается в Палестину. Первую остановку делают неподалеку от Вифлеема у монастыря Мар-Ильяс (пророка Илии). Там представитель монастыря принимает Святой Огонь для возжжения лампад, и все с веселым сердцем едут дальше. А дальше происходит торжественная встреча на местах. Ко времени возвращения делегаций вдоль дорог собираются жители в лучших праздничных одеждах, специально припасенных на «Сабат Нур» — Суббота Света по-арабски. Народ выстраивается по улицам до самого храма. Все держат в руках свечи и фонарики. Делегацию предваряет парад скаутов — с барабанами, волынками, духовыми инструментами. По городу едет украшенный автомобиль: на машине из цветов выложен Крест, поставлена икона Воскресения Христова. Едут они по городу с пасхальными песнопениями и кричат в микрофоны «Христос воскрес!». В Бейт-Джале машины с делегацией, вернувшейся из Храма Гроба Господня, сначала подъезжают к Представительству Иерусалимской Патриархии, туда же собираются официальные лица, мэр, почетные граждане. Священники облачаются в богослужебные одежды и крестным ходом идут до храма. В церкви совершается короткая служба, а народу раздаются свечи от Живоносного Гроба. Все возвращаются в свои дома, неся с собой благословенные субботние свечи Благодатного огня. По местным народным обычаям, многие начинают разговляться уже после схождения и встречи Благодатного огня. Это не одобряется местным духовенством, но народные традиции непобедимы. Жарят баранов и радуются вовсю… Светлое Христово Воскресение До пасхальной службы так же, как и у нас, вычитывается пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы, но по греческому обычаю полунощницу и канон вычитывают на клиросе «вполголоса». На пасхальную заутреню Патриарх и все участвующие в службе выходят от Патриархии крестным ходом в 23:00. Крестный ход проходит по улицам Иерусалима не спеша. Идти недалеко, всего 5–10 минут; впереди всех вышагивают традиционные кавасы — мусульманские почетные стражи, одетые в турецкие одежды, в фесках и с тяжелыми жезлами, которыми они ритмично ударяют по каменной мостовой. Процессия входит в храм, и начинается пасхальное богослужение. Греческое пасхальное богослужение совершается по тому же чину, что и в Русской Церкви, но не столь торжественно, как это принято у нас, однако это не умаляет радости Христова Воскресения. Пасхальная Литургия заканчивается после двух часов ночи, иногда ближе к трем, и тогда все переходят в Патриархию в Тронный зал, где предлагается скромное угощение. Первое разговение после наступления Пасхи — обычно это рюмка вина или крепкого напитка, сыр, яйца, сладости и неизменный кофе. Днем в воскресенье совершается уставная пасхальная великая вечерня. Это богослужение может проходить даже с большей торжественностью, чем ночная служба. На вечерню также все собираются у Патриархии и крестным пасхальным ходом идут в Храм Гроба Господня. Архиереи несут Евангелия на разных языках и, войдя в сам Храм, расходятся по разным местам, чтобы в установленный момент службы каждый прочел воскресное Евангелие на том или ином языке, — и сколько будет чтецов, столько и языков. На службу обычно собирается много народа, а после богослужения в здании Патриархии предлагается пасхальная трапеза, к вечеру уже более изысканная, чем ночное разговение. Как рассказывают старожилы, в прежние времена, при Патриархе Диодоре (1981–2000) и ранее, существовал такой пасхальный обычай: Блаженнейший Патриарх и архиереи рассаживались после вечерни в кресла в кафоликоне, центральной части Храма Воскресения, и сотни паломников и гостей Пасхи подходили под благословение Патриарха. В знак благословения каждый получал крашеное яйцо и оставлял небольшое пожертвование. В понедельник рано утром совершается Литургия в церкви святых Константина и Елены, а в самом Храме Гроба Господня Литургии не будет до Светлой Субботы. После Литургии в Патриархии также предлагается скромное угощение. На ночном пасхальном богослужении присутствует в основном молодежь и многие причащаются. Надо заметить, что в приходских храмах в основном все причащаются в дни Страстной седмицы, особенно в Великие Четверг и Субботу на ночных службах. Причем большинство, безусловно, считает, что необходимо принять Святые Таины в день (ночь) Тайной Вечери — в Великий Четверг. Для этого даже существует особая традиция. В Великий Четверг совершается ранняя Литургия примерно в 3 часа утра и потом днем, до полудня, вторая Литургия. После окончания ранней службы священники стоят в храме с Чашей, так что любой православный человек в любое время — идя в храм помимо богослужения, или по пути на работу, или в рабочем перерыве — может зайти в церковь причаститься и идти дальше. На Светлой седмице все православные могут причащаться без особого приготовления и исповеди. Как говорят сами прихожане, «мы постимся весь год по средам и пятницам, в Великий пост, а на Пасху причащаемся всю седмицу без поста». Традиции пасхального времени На Светлой седмице в приходских храмах продолжается празднование Пасхи. После богослужения вечером в воскресенье или в понедельник в церковном зале приемов собирается церковный совет, женсовет, дети. Каждый получает в качестве пасхального приветствия яйцо, сладости, из которых самое традиционное — арабский маамуль. Это печенье, фаршированное финиками, или маленький печеный бублик с грецким орехом сверху. Маамуль в православной традиции символизирует губку с уксусом, которую подали Спасителю, распятому на Кресте, и терновый венец. В понедельник совершается пасхальный крестный ход — по городу или из одного храма в другой — и проводится приходской праздник, на котором присутствует кто-то из священноначалия, священнослужители и практически все члены общины. Все бывают празднично одеты, а мужчины непременно в костюмах. Дамы готовятся к пасхальным праздникам заранее. За время поста, кр ме духовной подготовки, ведется и подготовка к светским пасхальным мероприятиям: женщины решают, в каких нарядах они будут на встрече Благодатного огня, на пасхальной службе, на приходском празднике, во время пасхальных визитов к друзьям и на приеме гостей у себя дома. Столько хлопот и столько нарядов! И по традиции на каждую Пасху это должны быть обновки, которые никто не видел в предыдущие годы. В последнее время среди православных распространилась западная традиция поиска детьми спрятанных пасхальных яиц. Но в любом случае это радостное пасхальное время прославления Христа, добрых гостей и многочисленных подарков. На Светлой неделе есть еще одна традиция — когда братья посещают своих сестер и их семьи. Обычные арабские семьи довольно многочисленны. Братья обходят сестер по старшинству, дарят им подарки, деньги и в ответ получают угощение — кофе, яйцо, сладкий маамуль. Пасха на участках Русской духовной миссии В Русской духовной миссии в монастырях и на участках пасхальное богослужение проходит по Уставу Русской Православной Церкви. Представители Миссии всегда присутствуют на богослужениях Иерусалимской Патриархии в Страстную седмицу и особенно в Великую Субботу, на схождении Благодатного огня и на пасхальных службах. В Великую Субботу на русских участках, конечно, тоже встречают Благодатный огонь, но привозят его без той торжественности, что присуща арабским приходам. В храмах так же, как у греков и арабов, гасятся все лампады. Их зажгут по прибытии святыни из Иерусалима. Одним из главных, объединяющих всех православных жителей Израиля событий становится освящение куличей и пасок и прочих пасхальных снедей днем и вечером Великой Субботы, продолжающееся и после пасхального богослужения, и утром в воскресенье. На освящение собираются люди из самых отдаленных уголков страны: с юга — из Эйлата и из поселков пустыни Негев, из городов побережья и центра — Ашкелона, Ашдода и Нетании, Холона, Бат-Яма и Тель-Авива и прочих всех. Жители юга стараются ехать или в Иерусалим, или в Яффу, на подворье праведной Тавифы. А жители севера страны — в Хайфу, на подворье пророка Илии. Тысячи православных приходят на Светлое Христово Воскресение в храмы Русской духовной миссии.
1 мая 2021 г. 14:00
Ключевые слова:
Благодатный огонь, богослужение, Великий пост, Иерусалим, Патриарх Иерусалимский Феофил, Пасха, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12) «Журнал Московской Патриархии» постоянно возвращается к теме важности углубленного изучения Священного Писания. Время Великого поста — особенное для духовного обновления и преображения человека. И размышление над библейскими строками — большая поддержка на этом непростом пути. Статья кандидата богословия, члена Синодальной библейско-богословской комиссии Петра Юрьевича Малкова на примере святоотеческого толкования одного из сложных для понимания евангельских отрывков помогает четче увидеть, каков путь православного христианина к стяжанию Царства Небесного. PDF-версия.
4 мая 2024 г. 14:00
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Каждому дается. Действующий в Церкви Святой Дух преподает ее чадам дары благодати и укрепляет в самоотверженных трудах ради служения ближнему. И каждый находит здесь то, что близко его сердцу, что на пользу, а оттого и споро делается и приносит спасительный урожай.
26 апреля 2024 г. 18:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
|